Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Николай Васильевич Гоголь

(1809 — 1852)

«Страшно писать о Гоголе» — такими словами начинает поэт- символист Андрей Белый эссе о писателе. Далее он продолжает:

«И писали о нем, и пишут, и будут писать. <...> В тот момент, когда мы определим Гоголя и положим его на полку, мы уже ничего в нем не поймем. <...> Молчание перед этой могилой! Здесь лежит тот, кто боролся за наше будущее, боролся с дегенерацией, кто опустился в глубокие пропасти отчаяния, все еще нам неведомого, кто залетал на крыльях восторга туда, куда еще не залетал ни один дирижабль».

Детские и юношеские годы. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года на Украине, в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. В этой части Украины издавна смешались русские, украинские и польские роды, такой была и семья Гоголей-Яновских. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, — помещик среднего достатка, владел имением Васильевка, для собственного удовольствия писал украинские комедии, которые игрались в театре, устроенном неподалеку богатым вельможей и покровителем искусств Д. П.Трощинским.

Мать Николая Васильевича, Мария Ивановна, была женщиной простой, но от природы наделенной многими достоинствами. Как вспоминает С.Т.Аксаков1, «...поговоря с ней несколько минут от души, можно было понять, что у такой женщины мог родиться такой сын. Это было доброе, нежное, любящее существо, полное эстетического чувства, с легким оттенком самого кроткого юмора». И в детстве, и во взрослой жизни Мария Ивановна окружала сына самой нежной любовью и заботой, восхищалась и гордилась им.

1 Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 — 1859) — русский писатель, автор романов «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», книг «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника». Его сыновья Константин и Иван стали идеологами движения славянофилов.

Детство Гоголя прошло в местах, овеянных народными и историческими легендами и преданиями. С этим краем были связаны события вековой вражды православных украинцев и католиков поляков, героическая история свободной Запорожской Сечи, события эпохи Петра I — знаменитая Полтавская битва, воспетая А. С. Пушкиным. Все это, соединившись с поэзией фольклора и творческим воображением автора, найдет потом отражение в произведениях Гоголя.

Образование будущий писатель получал сначала в уездном училище в Полтаве, а потом в гимназии высших наук в Нежине. Имея с детства склонность к искусствам и литературе, Гоголь не сразу определился с выбором жизненного пути. Хотя уже в гимназии он начал писать и стал организатором издания гимназических литературных журналов, окончив обучение, он мечтал о юридической карьере. Уездный мирок казался ему тесным, и он уехал в Петербург.

Петербург. Начало творческого пути. Идейно-художественные особенности первых повестей Гоголя (1828 — 1834). Карьеру Гоголь начал с мелкой чиновничьей службы — совсем не с того, о чем мечтал. Петербург разочаровал и испугал недавнего провинциала, но постепенно, переходя с места на место, из департамента в департамент1, узнавая жизнь столицы изнутри, юноша поддался мрачному очарованию этого города. Кроме безусловного литературного таланта Гоголь был от природы наделен редким даром видеть то, чего не замечали другие, улавливать мельчайшие детали самого привычного и обыденного и угадывать их тайную жизнь. В гимназические годы он начал вести необычный дневник — «Книгу всякой всячины», в которую записывал свои мельчайшие наблюдения и всевозможные сведения: заметки по истории, архитектуре, народные поверья и обычаи, цитаты из книг и многое Другое.

1 Департамент — подразделение министерства, в котором занимаются делами одного рода.

Первые литературные опыты Гоголя относились еще к пребыванию в Нежине, в Петербурге он их продолжил. Это были поэтические сочинения. В 1829 году в печати появились его стихотворения «Италия», «Идиллия в картинках» и поэма «Ганс Кюхельгартен», о которой он потом стеснялся вспоминать, настолько она была неудачна. Слепо подражая немецким поэтам-романтикам, Гоголь не мог обрести свое творческое «я». Первая неудача заставила его от чужих образов и сюжетов обратиться к тому, что он прекрасно знал и очень любил, — к сказочной поэтике родной Украины. Так родилась книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая уже в 1832 году сделала автора знаменитым.

Повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — это сказки: смешные, как «Сорочинская ярмарка», поэтичные, как «Майская ночь», жуткие, как «Страшная месть», поучительные, как «Вечер накануне Ивана Купили». Яркие краски, колоритные детали, лирика и юмор, бытовое и героическое сливаются в этой книге. Все ее персонажи запоминаются мгновенно, такими сочными и живыми красками они нарисованы. Рядом с деревенскими обывателями, пьянчужками и ворчливыми бабами живут удалые парубки и красавицы-девчата, еще этот мир населен русалками, привидениями, чертями, ведьмами и злодеями, продавшими душу дьяволу. Все обитатели фантастического гоголевского мира сосуществуют гармонично и естественно. Темные силы не кажутся страшными, они морочат человека, обманывают, пугают его, а истинная вера, сила духа и радость жизни побеждают, укрощают нечисть, как укрощает верующий в бога богатырь Вакула незадачливого черта или как благородный Левко разоблачает ведьму и освобождает душу прекрасной панночки. Даже в самой мрачной повести «Страшная месть» темные силы, переполнившие чашу божественного терпения, наказаны. Так уже в первых произведениях Гоголя отразилась его глубоко христианская философия, идея о том, что все в мире существует лишь по божественной воле, а человек этой волей храним, если он действительно верует.

Однако мир «Вечеров...» — все же сказочный мир, и хотя в некоторых историях есть временные реалии, и во всех — пространственные, у читателя складывается впечатление, что действие происходит «в тридевятом царстве» и «при царе Горохе». В современной автору действительности не могло быть того, о чем он писал, и в финале повести «Сорочинская ярмарка» звучит мотив утраты, сожаления о чем-то, что вспыхнуло и погасло, и никогда не повторится: «Все неслось. Все танцевало. <...> Гром, хохот, песня слышались все тише и тише... Не так ли и радость, прекрасная и непостоянная гостья, улетает от нас... И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему». Этот мотив ностальгии по сказочно-прекрасной и гармоничной жизни пройдет красной нитью через все творчество писателя.

Одновременно Гоголь работал и над книгой «Миргород», которую составили повести с совершенно иными сюжетами и героями («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).

Можно сказать, что «Вечера...» и «Миргород» представляют разные стороны дарования писателя: многокрасочный фантастический фейерверк уступает место подчеркнуто прозаичным картинам обыденности. Яркость сменяется серыми, блеклыми тонами, невероятные приключения — существованием в полусне, вражда заменяется мелкими склоками, любовь — тихой привязанностью. На страницах книг появляются герои-карикатуры, герои- уроды, те самые «небокоптители», чья портретная галерея протянется через все произведения Гоголя. Иван Иванович и Иван Никифорович с головами, похожими на редьку хвостом вниз и редьку хвостом вверх; скудоумный Иван Федорович Шпонька с тетушкой-гусыней — персонажи тоже по-своему фантастические, уникальные своей абсолютной духовной и умственной пустотой.

Выход книги «Миргород» читающая публика ждала с нетерпением, как ждут новые произведения известного писателя. Эта книга по своему содержанию не такая цельная и однородная, как «Вечера...». В ней есть повесть «Старосветские помещики», названная A. С. Пушкиным «шутливой и трогательной идиллией, которая заставляет нас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Есть и могучая эпическая сага «Тарас Бульба». Этому произведению Гоголь придавал особое значение в своем творчестве: поместив ее в 1835 году в книгу «Миргород», он не раз к ней возвращался, и окончательный облик повесть обрела только в 1842 году.

Попав в 1828 году в Петербург, Гоголь сильно нуждался, и друзья помогли ему найти заработок — частные уроки и место преподавателя истории в младших классах Патриотического института. В ноябре 1829 года он получил место мелкого чиновника. К этому времени Гоголь познакомился с А. С. Пушкиным, B. А.Жуковским и другими авторитетными литераторами, нашел свой творческий путь и призвание.

В 1832 году Гоголь приехал в Москву, где его приняли как состоявшегося литератора. Патриархальная Москва больше понравилась Гоголю, чем холодный чиновничий Петербург. В Москве Гоголь особенно сблизился с семейством Аксаковых — писатель Сергей Тимофеевич и его сыновья стали одними из немногих близких Гоголю людей. С.Т.Аксаков, который, пожалуй, лучше других почувствовал и понял сложную и противоречивую натуру писателя, вспоминал:

«Гоголя, как человека, знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он не был вполне или, лучше сказать, всегда откровенен. Он не любил говорить ни о своем нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о своих делах семейных... Разные люди, знавшие Гоголя в разные эпохи его жизни, могли сообщить друг другу разные “известия”. <...> Тут не было никакого притворства: он соприкасался с теми нравственными сторонами, которым симпатизировали те люди, или, по крайней мере, которые они могли понять. Так, например, с одними приятелями и на словах, и в письмах он только шутил, так что всякий хохотал, читая эти письма; с другими говорил об искусстве и очень любил сам читать вслух Пушкина, Жуковского и Мерзлякова; с иными беседовал о предметах духовных; с иными упорно молчал и даже дремал или притворялся спящим. Кто не слыхал самых противоположных отзывов о Гоголе? Одни называли его забавным весельчаком, обходительным и ласковым; другие — молчаливым, угрюмым и даже гордым; третьи — занятым исключительно духовными предметами... Одним словом, Гоголя никто не знал вполне. Некоторые друзья и приятели, конечно, знали его хорошо; но знали, так сказать, по частям. Очевидно, что только соединение этих частей может составить целое, полное знание и определение Гоголя».

В 1834 году Гоголь получил место адъюнкт-профессора1 кафедры всеобщей истории в Петербургском университете и начал готовить курс лекций по истории Украины, в частности мало кому тогда известной истории Запорожского войска. Это совпадало с его творческим интересом — работой над повестью «Тарас Бульба».

1 Адъюнкт-профессор — помощник или заместитель профессора.

«Петербургские повести» (1832 — 1842). Несмотря на то что Москву Н. В. Гоголь полюбил больше Северной столицы, местом действия и героем его произведений следующих лет стал Петербург. Повести, написанные с 1832 по 1842 год: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», — получили название «петербургские».

Гоголь с первых дней пребывания в столице уловил особый, мистический колорит этого города, почувствовал его «болотную» сущность, способность затягивать, поглощать, подчинять, обманывать и губить человека. Это ощущение Гоголь передал в петербургских повестях. В них по-прежнему много фантастичного, но больше реализма, и сама фантастика становится иной — она имеет иную природу, ее словно порождает воспаленное сознание обитателей города, и часто фантастическое событие получает реальное объяснение: герою снится сон или он сошел с ума, а иногда и сам автор говорит: «А может, такого не случалось и вовсе».

В петербургских повестях окончательно определился круг гоголевских персонажей, которых объединяет определение маленький человек. Гоголь отказывался искать «героев своего времени», потому что был убежден: их нет и быть не может у такого времени. Он стал поэтом «ничтожеств своего времени», тех мельчайших, пустяковых существ, которыми изобилует любое общество.

В начале 1830-х годов Гоголь жил в Петербурге в огромном доходном доме на Гороховой улице, известном как дом Зверкова возле Кокушкина моста. В то время он сначала служил в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий, а потом в Департаменте уделов. Впечатления от жизни в Петербурге и чиновничьей службы нашли отражение в петербургских повестях, привнесли в них точность деталей, конкретность пейзажей и достоверность бытовых подробностей.

В центре повествования — жизнь гигантского города, вся состоящая из контрастов: с широких проспектов человек попадает в улочки-тупики, дворцы соседствуют с убогими жилищами, благородные дамы и господа оказываются рядом с людьми низших сословий. В одном из писем матери в начале своего пребывания в столице Гоголь отмечал: «Петербург вовсе не похож на прочие столицы европейские или на Москву. Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев, а русские в свою очередь обыностранились и сделались ни тем ни другим».

Петербург в повестях Н. В. Гоголя не просто место действия, он даже больше, чем герой, он — движущая сила всего, что происходит. Он порождает типы и сюжеты, как огромный кукловод дергает за ниточки миллионы своих обитателей. Гоголь рисует город, отличный от величественного Петербурга Пушкина, город мелких чиновников, «значительных» лиц, которые вовсе не значительны, ремесленников, бедных художников... Они живут в больших безликих домах, поднимаются по лестницам, «облитым помоями и украшенным следами кошек и собак».

«Маленький человек» не может и не хочет вырваться из повседневности, потому что для него нет в жизни ничего важнее повседневности. Если в жизни такого человека появляется проблеск другого начала — мечты, чувства, мысли, он гибнет. Кончает жизнь самоубийством молодой талантливый художник Пискарев, не в силах осознать пропасть между возвышенным идеалом и отвратительной реальностью. Умирает кроткий Акакий Акакиевич, у которого отняли мечту. От внезапно охвативших его чувств и желания думать сходит с ума Поприщин. Благоденствуют те, кого все устраивает, кто живет, безоговорочно смирившись с пошлостью и отсутствием человеческого достоинства.

Автора угнетает отсутствие в описываемом мире гармоничного начала и красоты. Не случайно рядом с петербургскими повестями он помещает отрывок «Рим», в котором появляются совсем иные образы, сотворенные великими античными мастерами, сцены идиллической жизни простого народа в стране, где земля и воздух, кажется, излучают возвышающую человека красоту. Красота для Гоголя — понятие не узко эстетическое, а прежде всего этическое; забитый, убогий, несчастный человек, прозябающий в сырости, мраке и состоянии духовного сна, не может быть прекрасен и не сделает мир возвышеннее и прекраснее.

В повестях петербургского цикла Гоголь выступает как художник-реалист. Особенность его художественного осмысления действительности состоит в том, что в «тине мелочей» он видит черты общечеловеческого. Картины обыденной жизни приобретают исключительную значимость, обобщение и типизация достигают огромных масштабов.

Сюжет — далеко не главное в произведениях Гоголя, но сюжеты петербургских повестей нельзя назвать простыми, потому что в каждой банальной житейской ситуации он открывает глубокий подтекст. Элементы фантастики и абсурда, странное, иногда неразделимое переплетение снов, видений героев, стечений обстоятельств — это отражение той реальности, в которой город обманов и иллюзий заставляет существовать своих жителей. «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!» — лейтмотив петербургских повестей. Прекрасная незнакомка оказывается девицей легкого поведения, безответный крохотный чиновничек — мстительным призраком, то, что приходит как спасение, оборачивается гибелью. Люди воспринимаются пустым местом, а Нос — важной персоной.

«Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка, Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящейся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила из окна шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете. Вы думаете, что эти дамы... но дамам меньше всего верьте. Менее всего заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. <...> Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, все дышит обманом».

В первой повести цикла — «Невский проспект» — определяются основные темы, мотивы, сюжеты и герои последующих. Трагическая утрата идеала, надежды и веры — причина самоубийства Пискарева в «Невском проспекте», смерти Акакия Акакиевича в «Шинели» и сумасшествия Поприщина в «Записках сумасшедшего». Тема сосуществования художника и действительности начинает звучать в связи с образом Пискарева и развивается в «Портрете». Самодостаточность, благоденствие и процветание пошлости — стержень образа поручика Пирогова и повести «Нос». В. Г. Белинский оценил повесть «Невский проспект» как «создание столь же глубокое, сколь и очаровательное, это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное бок о бок друг другу». Невский проспект — собирательный образ столицы, столь же противоречивый и контрастный, как и сам Петербург.

В петербургских повестях ярко проявились особенности и своеобразие гоголевского юмора и сатиры. Смешны сами по себе мелкие события и страстишки, смешно, что от человека отделился нос и вполне преуспел в самостоятельной жизни, смешны отточенные авторские характеристики и шутки. Но смысл гоголевских анекдотов и карикатур не в том, чтобы насмешить, даже не в том, чтобы высмеять. В. Г. Белинский первым увидел горькую и поучительную суть гоголевского смеха: «...Его юмор смешит уже только простаков или детей, люди, заглянувшие в глубь жизни, смотрят на его картины с грустным раздумьем, с тяжкою тоскою... Из-за этих чудовищных и безобразных лиц им видятся другие, благообразные лики; эта грязная действительность наводит их на созерцание идеальной действительности, и то, что есть, яснее представляет им то, что должно быть...»

«Нос» (1836). Подчиняясь требованиям цензуры, Гоголь переписал некоторые сцены повести, но их первоначальные варианты сохранились в рукописях, поэтому мы имеем возможность читать произведение в неискаженном виде.

Первоначально, в ранней редакции, странная история исчезновения носа у майора Ковалева объяснялась просто: весь этот кошмар ему приснился. Потом Гоголь отказался от такого традиционного истолкования невероятного события и предоставил читателям самим разбираться, что же все-таки произошло и произошло ли. Автор как будто ведет с читателем своеобразную игру, окончательно запутывая его в последних строках:

«Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только, по соображении всего, видим, что в ней есть много неправдоподобного. <...> А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, — редко, но бывают».

Такой фантастический сюжет был достаточно традиционен в литературе того времени, не раз обыгрывался в журнальных статьях и художественных произведениях. Однако Гоголь вложил в анекдотическую историю новый смысл, фантастика для него не цель, а средство. Похождения Носа сами по себе не являются главным содержанием повести. Абсолютная нереальность происходящего только подчеркивает те реалии действительности, которые и стали основным предметом изображения.

Герой повести майор Ковалев существует в простом и понятном мире, имея простые и понятные представления о жизни: необходимо подчиняться строгим законам бюрократической иерархии, соблюдать внешнюю благопристойность; необходимо служить, чтобы иметь чин, который и есть лицо человека; необходимо выгодно жениться, ибо женитьба ни что иное, как выгодная сделка. Этот незыблемый порядок внезапно нарушается самым неожиданным и постыдным образом, а нарушителем становится нос самого майора Ковалева, который покидает хозяина, тем самым лишив его благопристойности, шансов на карьеру и женитьбу, сведя на нет все его жизненные достижения.

«Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то — экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место».

Исчерпывает характеристику Ковалева то, что «он мог простить все, что ни говорили о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию». Форма, которой в системе ценностей Ковалева придается первостепенное значение, торжествует над содержанием, вернее, над его отсутствием. Нос приобретает все, о чем мечтал сам Ковалев: чины, положение в обществе, уважение, почести. А несчастный майор перестает быть самим собой, теряет уверенность в себе, становится жалок и никому не нужен. Собственный его Нос разговаривает с ним свысока и по формальным признакам отказывается от знакомства:

«Нос посмотрел на майора, и брови его несколько нахмурились.

— Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам нашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству».

Примечательно то, что эта сцена происходит в Казанском соборе, и Нос молится, как и все присутствующие, которые не замечают никакой странности. Нос исполняет ритуал, соблюдает видимость, делает то, что принято в обществе, для членов которого даже посещение церкви и молитва не проявление веры, а некая необходимая условность.

Абсурдность происходящего подчеркивается реакцией петербургских жителей на известие о разгуливающем по столице носе. Этому верит и простонародье, и свет, умы людей поглощены глупейшей выдумкой.

Благополучный финал повести — своего рода утверждение незыблемого порядка вещей, «вечных ценностей», на которых покоится благополучие майоров Ковалевых и им подобных.

«Портрет». Первая редакция повести была напечатана в книге «Арабески» в 1835 году. В отличие от других произведений из этого сборника «Портрет» читатели и критика встретили холодно, а В. Г. Белинский заключил, что повесть «...есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде». Однако писатель не отказался от своего замысла и в 1841 —1842 годах во время пребывания в Риме практически полностью переработал первоначальный текст.

Сюжет «Портрета» и вложенные в повесть идеи были важны для Гоголя, он рассматривал их как своего рода эстетическую программу. Кроме того, это первое произведение, в котором писатель прямо обратился к вопросам веры, к христианским идеям (через несколько лет они станут основой книги «Выбранные места из переписки с друзьями»).

Начиная с 20-х годов XIX века споры о сущности искусства и призвании художника стали одной из излюбленных литературных тем. Русские писатели-романтики обращались к мистической стороне искусства и образам творцов, чей внутренний мир по сути своей иной, нежели у людей, не наделенных способностью творить (В. Ф. Одоевский — «Последний квартет Бетховена», «Себастиан Бах», «Импровизатор»; Н. А. Полевой — «Живописец»; А. И. Тимофеев — «Художник»). Гоголь внес в разработку этой темы новое звучание: он рассмотрел вопрос зависимости художника от мира, в котором тот существует.

Повесть четко разделена на две части, в обеих рассказывается о судьбах художников, о том, какие пути и ориентиры может выбрать в жизни и искусстве талантливый человек. Столкновение искусства с действительностью, духовного и материального, борьба божественного и демонического в душе человека, отмеченного талантом, ответственность художника — вот главные темы этой повести.

Герой первой части, художник Чартков, изменяет идеалам искусства, становится живописцем-ремесленником, угождая богатым заказчикам; это, по мысли автора, убивает в нем сначала художника, а потом и человека. С одной стороны, падение Чарткова можно объяснить магическим влиянием купленного им портрета дьявола-ростовщика, но, с другой стороны, предрасположенность к перерождению была уже в самой натуре героя. Чартков изначально проявляет качества, которые не позволяют ему развиться в истинного мастера: он мечтает о легком успехе, испытывает потребность в удовольствиях и светской жизни, в его мечтах много тщеславия и мало готовности к труду. Не зря портрет сразу бросается ему в глаза, словно притягивает к себе, — Чартков готов поддаться тому искушению, которое таится в картине.

Гоголь был горячим поклонником живописи и ценил мастерство живописца даже выше мастерства писателя. Среди его знакомых было много художников, за творчеством которых он внимательно следил. По эстетическим взглядам ему было ближе реалистическое направление в живописи. По описанию мастерской Чарт- кова видно, что молодой художник находится под влиянием этого направления, но в том обществе, к признанию в котором он стремится, существуют иные эстетические запросы: живопись должна служить украшением, портрет должен радовать глаз и льстить самолюбию того, кто на нем изображен. Общество рассматривает произведение искусства как предмет утилитарный, как выгодное вложение капитала, как способ удовлетворения тщеславия. Люди хотят видеть себя не такими, какие они есть, всеобщая лживость и лицемерие требуют красочной обертки. Этот заказ выполняют не художники, а ремесленники. Таким и становится Чартков, который «с большой охотой соглашался на все и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство». За это он вознагражден восторгами и славой гения, правда, слава эта распространяется в кругах, абсолютно далеких от искусства.

«Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью».

Образу Чарткова противостоит образ художника, живущего в Италии, посвятившего себя изучению творений великих мастеров и кропотливой работе. Он бескорыстно предан искусству, его стремление к совершенству лишено меркантилизма. Во многом Гоголь наделил этот образ чертами русского живописца А. А. Иванова, с которым писатель близко общался в Риме. Современники отмечали общность их эстетических и духовных исканий, много общего было и в их отношении к своему труду. В то время Иванов работал над картиной «Явление Христа народу», отдаваясь этой работе полностью, со страстью, как самоотверженно преданный искусству человек. «Всем пренебрегал он, все отдал искусству. Неутомимо посещал галереи, по целым часам застаивался перед произведениями великих мастеров, ловя и преследуя чудную кисть». Гоголь подчеркивает прежде всего духовную работу, которая, по его убеждению, первична по отношению к работе кистью или пером. Так же работал он сам над своей трилогией о России. Немаловажно для Гоголя в оценке Иванова и то, что «он не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что давно умер для всего в мире, кроме своей работы».

Картина, представшая взору Чарткова на выставке, поражает не столько совершенством живописи, сколько «силой созданья, уже заключенной в душе самого художника». Сила впечатления от полотна, осененного талантом и трудом такова, что даже у циничного Чарткова замирают на языке слова осуждения и критики.

Во второй части повести Гоголь развивает мысль об ответственности художника перед самим собой и всем человечеством. Помимо своего желания талант способен претворить в жизнь и абсолютное зло, и абсолютное добро в зависимости от того, какая сила владеет душой художника, чье влияние он впустил в себя — божественное или демоническое. Идеальный образ творца — это человек, отрешившийся от всего, что противоречит «высокому», и стремящийся к «высочайшему» — к истинам, заключенным в вере.

В повести ясно выражена авторская мысль о том, что творчество художника в широком смысле этого определения неразрывно слито с его нравственным и этическим обликом. Для Гоголя показателем нравственности и чистоты человека была не столько праведная жизнь, сколько внутренняя способность человека к покаянню, потребность в искуплении, стремление к духовному совершенствованию. В христианской системе ценностей способность человека к покаянию уже есть искупление греха. Художник, написавший роковой портрет, впустивший в мир демона алчности, и сам поддается искушению. Он проходит через зависть и ярость, но преодолевает в себе «дьявольское чувство», находит в себе мужество и силу признать: «...Это бог наказал меня; картина моя поделом понесла посрамленье. Она была замышлена с тем, чтобы погубить брата. Демонское чувство водило моею кистью, демонское чувство должно было и отразиться в ней». Праведной жизнью и самозабвенным трудом он искупает вину и получает высшую награду — слова святого человека: «Святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится», — это и слова героя, и мысли самого Гоголя, идеал, к которому он стремился.

Чартков совершает едва ли не больший грех, чем художник- создатель портрета: он сознательно предает искусство и многократно грешит, выдавая за творчество свои бездуховные и лживые картины. Он не раскаивается, не ищет искупления, после осознания своего ничтожества он берет на душу не только грех алчности и предательства, но и грех зависти и убийства, уничтожая творения великих мастеров.

Существование магической силы, заключенной в портрете, возможно благодаря человеческой алчности, поэтому портрет, олицетворяющий губительную страсть к богатству, продолжает страшное дело того, кто на нем изображен. Ему продают и будут продавать душу те, кто готов пожертвовать всем ради приобретения материального благополучия. Дьявольская картина погибнет только тогда, когда люди перестанут испытывать потребность в ее «помощи». В финале звучит авторское предостережение: никто не знает, где роковой портрет появится вновь, кто станет его следующей жертвой, в чьих глазах прочтет ловец человеческих душ готовность стать рабом богатства и тщеславия.

Н. В. Гоголь-драматург. В 1836 году Гоголь покорил русский театр, на сценах Петербурга и Москвы шла его комедия «Ревизор». Вслед за «Ревизором» появились пьесы «Женитьба» и «Игроки». Это своего рода драматическая трилогия, суть которой можно определить словами из «Театрального разъезда» — послесловия к «Ревизору»: «Теперь сильнее завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть или затмить во что бы то ни стало другого. <...> Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»

Театр Гоголя — реалистический театр, но все, что происходит на сцене, абсурдно. Гоголь вновь обращается к мотиву иллюзорности, мнимости: мнимый ревизор, мнимый жених. Видимость порядка, чувств, мыслей, жизни вообще. Везде «хлестаковщина», то есть обман, ставший нормой жизни. Читатель тоже оказывается во власти обмана, смеется над тем, что «больные как мухи... выздоравливают», что потенциальная невеста Агафья Тихоновна «конструирует» будущего жениха: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича...». Только автор ни над чем не смеется, остается единственным здравомыслящим существом в этом вывернутом наизнанку мире.

Особенности сатиры Гоголя. «В государствах считают только города, в городах — соборы, дворцы и дома, а в домах их хозяев... Только юморист считает в народе людей, в городах — крыши, и под каждой крышей каждое человеческое сердце...» — так определил Гоголь суть своего дара и литературного призвания. Он называл себя юмористом, но вкладывал в это слово смысл, отличный от современного. Юморист, в понятии Гоголя, — писатель, который в своем творчестве акцентирует внимание на мелочах жизни, на лицах и происшествиях, недостойных «высоких» литературных жанров.

Постепенно за Гоголем закрепилось амплуа писателя-сатирика, высмеивающего пороки общества. Гоголь не отрицал этого, только истинный смысл его сатиры всегда был намного глубже, чем могли понять большинство его современников, а потом и поколения, для которых он стал классиком русской литературы. Его обвиняли в том, что он обладает искаженным взглядом на мир, злым и карикатурным, как в кривом зеркале, что во всем видит смешное и нелепое. Почти забытый сейчас русский писатель начала XX века Сергей Заяицкий, художественный мир которого очень близок миру Гоголя, писал: «Видеть трагическое в смешном достойнее, чем смешное в трагическом». Не просто пороки, духовные и социальные уродства, а трагедию видел Гоголь в глубине той действительности, которую изображал. Он не был обличителем социального зла, ибо социальное зло — это поверхность айсберга; основание же того, что сделало русскую жизнь такой чудовищно абсурдной и безобразной, потеря духовности, утрата национального самосознания.

Философско-религиозные искания Гоголя. Замысел трилогии о России (1834—1843). Гоголь — типично русский и глубоко христианский писатель и мыслитель. Еще в юности он осознал, что рожден с исключительной целью. Постепенно он убедил себя, что задача, с которой он пришел в мир, по сути своей миссионерская, почти апостольская, — способствовать возрождению русской духовности. С каждым годом все мучительнее становились раздумья Гоголя о том, чем он может послужить России, поиски ответов на вопрос: что может ее спасти? Все отчетливее он понимал, что ответы нужно искать в основах православной веры.

С этой целью, сначала подсознательной, а потом четко определившейся, Гоголь начал работать над своей главной книгой — трилогией о России, первая часть которой получила название «Мертвые души». Забавный и нелепый анекдот о предприимчивом Чичикове (подсказанный Пушкиным) давал автору возможность «изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Гоголь смотрел на первую часть своего труда как на преамбулу к двум последующим, говорил, что «она в отношении к ним... крыльцо ко дворцу», В идейно-композиционном решении замысел трилогии во многом повторял «Божественную комедию» Данте. Подобно Данте, он задумывал провести читателя через «грешное» в первом томе и «чистилище» во втором к третьему тому, в котором уже подготовленному сознанию предстанут картины прекрасной, подлинно духовной и спасительной для русского человека жизни. Величественность замысла продиктовала и определение жанра — поэма.

«Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу службу земле своей не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах. Многое нами позабытое, пренебреженное, брошенное следует выставить ярко в живых, говорящих примерах, способных подействовать сильно: о многом существенном и главном следует напомнить человеку вообще и русскому в особенности», — писал Гоголь в одном из писем о замысле и назначении своего труда.

Работу над трилогией Гоголь начал в 1835 году и продолжал 17 лет. В 1836 году он впервые уехал в Италию, которая стала для него своеобразной «землей обетованной». Италия ассоциировалась у Гоголя с красотой и гармонией, представлялась колыбелью искусств и талантов, там ему хорошо думалось и писалось. Когда в 1839 году Гоголь вернулся в Россию, первый том трилогии был почти написан, он прочитал его в Москве у Аксаковых и в Петербурге у В. А. Жуковского.

В Италии писателя настигло известие о гибели Пушкина, которое страшно потрясло его. «Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло с ним, — пишет Гоголь одному из друзей. — ... Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградой. Теперь этой награды нет впереди! <...> Ты приглашаешь меня ехать к вам. Для чего? Не для того ли, чтоб повторить вечную участь поэтов на родине? Для чего я приеду? Не видал я разве дорогого сборища наших просвещенных невежд? или я не знаю, что такое советники, начиная с титулярного до действительных тайных? Ты пишешь, что все люди, даже холодные, были тронуты этой потерею. А что эти люди готовы были делать ему при его жизни?»

«Мертвые души» увидели свет в 1842 году. Книгу ждали, вокруг нее сразу разгорелась бурная полемика и в читательских кругах, и в среде литераторов и критиков. Одни восторженно хвалили автора, другие обвиняли в клевете на действительность, в том, что он показал «какой-то особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать». Первым в рядах защитников книги был В. Г. Белинский, который написал, что «“Мертвые души” выше всего, что было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталась с бесконечною художественностью образов...».

Творческий кризис и поиски выхода. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1843—1847). Пребывание в Петербурге, хлопоты об издании «Мертвых душ», повышенное внимание к его персоне со стороны праздных любопытных — все это Гоголь переносил очень тяжело. Он стремился писать, но не мог. В одном из писем он жаловался: «Вы уже знаете, какую глупую роль играет моя странная фигура в нашем родном омуте, куда я не знаю, за что попал. С того времени, как только ступила моя нога в родную землю, мне кажется, как будто я очутился на чужбине. Вижу знакомые, родные лица; но они, мне кажется, не здесь родились, а где-то их в другом месте, кажется, видел; и много глупостей, непонятных мне самому, чудится в моей ошеломленной голове. Но что ужасно — в этой голове нет ни одной мысли...»

Последнее десятилетие жизни Гоголь полностью отдал воплощению своего грандиозного замысла: «Ничем другим не в силах я заняться теперь, кроме одного постоянного труда моего». С 1843 года не было опубликовано ни одного нового художественного произведения писателя, все силы и время он отдавал поэме о России, все больше воспринимал эту работу как долг, выполнение своего предназначения. Он черпал силы в сознании своей миссии и вере, но работа над вторым томом все время заходила в тупик, доводила писателя до отчаяния. «Боже, дай полюбить еще больше людей, — восклицал он. — Дай собрать в памяти все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить».

Постепенно у Н. В. Гоголя наступил тяжелый духовный и творческий кризис. Он разочаровался в своих возможностях, потому что поставленная задача оказалась невыполнимой, картины идеальной России, характеры героев второго тома выходили из-под его пера неубедительными. Он не мог писать того, чего не видел в действительности. В 1845 году он уничтожил все написанное. «Затем сожжен второй том “Мертвых душ”, что так было нужно. Нужно прежде умереть для того, чтобы воскреснуть» — так объяснял свой поступок Гоголь.

Нравственные и философские связи Гоголя-мыслителя с православной верой становились все глубже. В основах христианства он искал ответы на мучающие вопросы и приходил к выводу, что путь человека к самосовершенствованию лежит только через веру. Результатом этих раздумий стала книга «Выбранные места из переписки с друзьями», изданная в 1847 году. В нее Гоголь вложил свои самые сокровенные чувства, размышления, мечты. Это одновременно и авторская исповедь, и проповедь, которую произносит перед всем русским народом духовный пастырь, заслуживший это право годами непрекращающегося духовного поиска. Поражает, с каким доверием относится автор к читателю, открывая всю свою душу, надеясь на понимание.

Однако понимания у соотечественников Гоголь не нашел. Книга была встречена неодобрительно. В. Г. Белинский, чье слово много значило для автора, жестоко раскритиковал «Выбранные места» с позиции атеиста и приверженца социал-демократических идей. Даже самые близкие друзья, такие, как С. Т. Аксаков, упрекали автора в самолюбии, называли книгу «грубой и жалкой ошибкой». Это был для Гоголя жесточайший удар. Он еще больше разочаровывался в себе и мучался сознанием тщетности своих трудов. Гоголь болезненно воспринимал упреки в том, что взялся писать о России, не зная ее, живя за границей, и признавал справедливость этих упреков.

Последние годы жизни. Утешение и поддержку Гоголь продолжал искать в религии. В 1848 году он совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.

Как ни благотворно действовало на писателя пребывание в Италии, он принял решение отныне жить и работать только в России. Местом жительства Гоголь выбрал Москву, а также неоднократно в последние годы жизни навещал родные места на Украине; зимы проводил в Одессе, гостил в имении Аксаковых Абрамцеве, дважды посетил Оптину пустынь1. «...Россия все мне становится ближе и ближе, — писал он, — кроме чувства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной». Гоголь проявлял большую нежность и заботу к матери и сестрам, жертвовал средства от издания своих произведений на помощь нуждающимся студентам. Он поставил перед собой цель изучить Россию, планировал поездки по провинции, от монастыря к монастырю, от усадьбы к усадьбе: «Я собираюсь в дорогу; располагаю посетить губернии в окружности Москвы, повидаться с некоторыми знакомыми и поглядеть на Русь, сколько ее можно увидеть на большой дороге». Кажется, творческие силы и интерес к жизни возвратились к нему: «Нужно сильно запастись предуготовительными сведениями затем, чтобы узнать, на какие предметы преимущественно следует обратить внимание; иначе, подобно посылаемым чиновникам и ревизорам, проедешь всю Россию и ничего не узнаешь. Перечитываю теперь все книги, сколько-нибудь знакомящие с нашей землей... Все мое время отдано работе, часу нет свободного. Время летит быстро, неприметно. О, какая спасительная работа! Стоит только на миг оторваться от нее, как уж невольно очутишься во власти всяких искушений. Избегаю встреч даже со знакомыми людьми, от страху, чтобы как-нибудь не оторваться от работы своей. Выхожу из дому только для прогулки и возвращаюсь сызнова работать».

1 Оптина пустынь — монастырь в Калужской губернии, основанный в XIV веке. Почитается как одно из самых святых мест на Руси.

Поэт и писатель А. К. Толстой вспоминал, как Гоголь делился своими планами работы над продолжением поэмы, говоря, что хочет писать так, «чтобы была видна связь человека с той почвой, на которой он родился».

Воплощению планов помешало ухудшение здоровья. Гоголь, по воспоминаниям тех, кто видел его тогда, выглядел истощенным до крайности. Он много общался с духовенством, подчинял свою жизнь строжайшим церковным правилам. Жесточайшие посты, постоянное нервное напряжение и неистовая работа над новым вариантом второго тома поэмы окончательно подорвали его здоровье. Кризис наступил в феврале 1852 года: Гоголь дал клятву никогда больше не писать и 12 февраля, за девять дней до смерти, сжег рукопись второго тома. Он отказывался принимать пищу и лекарства, отказывался жить. Смерть Николая Васильевича Гоголя наступила 21 февраля 1852 года. Он был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, в 1931 году во время сноса старого некрополя прах писателя был перенесен на Новодевичье кладбище.

От второго тома поэмы о России уцелело в неполном виде всего пять глав, последняя из которых обрывается словами: «Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих...

Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности...»

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о Н. В. Гоголе. Вспомните, с какими произведениями Н. В. Гоголя вы знакомы.

2. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Н.В. Гоголя».

3. Обратившись к синхронистической таблице (см практикум), соотнесите периоды жизни и творчества Н.В.Гоголя с историко-культурной

жизнью России первой половины XIX века. Составьте тезисный план устного ответа.

4. В чем, на ваш взгляд, заключается уникальность Н.В.Гоголя как человека, мыслителя и писателя?

Как вы думаете, почему произведения Н.В.Гоголя всегда имели как горячих поклонников, так и недоброжелателей? К кому из них вы отнесли бы себя? Почему?

5. Прочитайте дополнительную литературу и подготовьте сообщение на одну из тем:

• «Украина в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»;

• «Москва в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»;

• «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»;

• «Н. В. Гоголь в Италии»;

• «Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников»;

• «Н.В.Гоголь и русский театр»;

• «Религиозные и философские взгляды Н.В.Гоголя».

5. Прочитайте главу «Нужно любить Россию» из книги Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями».

Выделите основные мысли этой главы. В чем видит Н. В. Гоголь выражение истинной любви к России?

Что Гоголь называет «страшными врагами душевными»?

Как вы понимаете фразу Гоголя «Сострадание есть уже начало любви»? Согласны ли вы с этой мыслью? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните прочитанные вами произведения Гоголя. Найдите в них примеры авторского сострадания героям.

6. Вспомните повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Почему Акакия Акакиевича Башмачкина можно назвать «маленьким человеком»? Какие чувства вызывают у читателя этот герой и его судьба? Какой смысл вы видите в финале повести?

Можно ли говорить о том, что автор испытывает сострадание к герою и любит его? Обоснуйте свой ответ.

7. Прочитайте повесть Н.В.Гоголя «Нос».

Найдите в тексте повести «Нос» фрагменты, в которых майор Ковалев говорит о том, чем угрожает ему утрата носа. Чего он боится?

К кому и в какие инстанции обращается Ковалев по поводу пропажи? Какие ответы там получает? Почему никто не хочет и не может ему помочь?

Как вы можете охарактеризовать Нос, его облик, поведение. Можно ли говорить, что Нос, отделившись от майора Ковалева, приобрел черты индивидуальности? Обоснуйте свой ответ.

8. Попробуйте определить позицию автора в повести «Нос», его отношение к герою и происшествию.

9. Вспомните, в каких произведениях Н.В.Гоголя вы встречали образ Петербурга или упоминания об этом городе. Как выглядит Петербург в произведениях Гоголя? Найдите картины жизни города в повести «Нос».

10. Вс помните или посмотрите в словаре литературоведческих терминов определения юмора и сатиры. Что вы можете сказать о юморе и сатире в повести «Нос»?

11. Вспомните или посмотрите в словаре литературоведческих терминов определения гиперболы и гротеска. Найдите в повести примеры использования Гоголем этих художественных приемов.

12. И.Ф. Анненский высказал предположение, что в этой повести, как и в других петербургских повестях Гоголя, есть своего рода «маленький человек», обиженное существо — Нос. «Повесть же есть история его двухнедельной мести» своим обидчикам. Как вы понимаете мысль Анненского? Можете ли вы с ней согласиться? Обоснуйте свой ответ,

13. Прочитайте повесть Н. В. Гоголя «Портрет».

Какая часть повести произвела на вас большее впечатление? Почему?

Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского, что «фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю»? Обоснуйте свой ответ.

Как вы думаете, зачем автор описывает сны Чарткова, перед тем как он находит в раме портрета деньги?

14. Попробуйте ответить на вопрос: почему носителем дьявольского искушения в повести становится именно портрет? Поразмышляйте, почему в литературе так распространен сюжет о магической силе изобразительного искусства. В каких произведениях русских и зарубежных писателей вы встречались с этой темой?

15. Объясните, почему художник, написавший портрет ростовщика, берется за эту работу. Какие чувства он испытывает? Как вы думаете, искупает ли он свой грех? Обоснуйте свой ответ.

16 Рассмотрите репродукцию картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» и попробуйте понять, чем эта картина могла привлечь Гоголя. Сопоставьте свои впечатления от картины с тем, как описывает Гоголь впечатления от картины, увиденной Чартковым на выставке.

Прочитайте нижеприведенный отрывок из воспоминаний М.П. Погодина, который в Риме вместе с Гоголем посещал мастерскую А. А. Иванова.

«Гоголь повел нас в студию русского художника Иванова. Это новое для нас зрелище. Мы увидели в комнате Иванова ужасный беспорядок, который тотчас дает знать о принадлежности своей художнику... В середине господствует на огромных подставках картина, над которою трудится художник. Сам он в простой холстинной блузе, с долгими волосами, которых он не стриг, кажется, два года, не бритый недели две, с палитрою в одной руке, с кистью в другой, стоит один-одинехонек перед нею, погруженный в размышления. Вокруг него по всем сторонам лежит несколько картонов с его корректурами, т. е. с разными опытами представить то или другое лицо, разместить фигуры так или иначе. Повторяю, это явление было для нас совершенно ново и разительно. Приходом своим мы пробудили художника. Картина представляет проповедь в пустыне Иоанна Крестителя, который указывает на Спасителя, вдали идущего... Говорят, что Иванов работает очень медленно, беспрестанно поправляет себя, недоволен...»

Сопоставьте эти впечатления с текстом повести. Какие реалии жизни и работы художника Иванова отразились на страницах повести?

17. Сформулируйте взгляды Гоголя на искусство и личность художника.

18. Сопоставьте повесть «Портрет» с трагедией А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Какие схожие идеи, темы, мотивы вы можете увидеть? Что общего в характерах и поступках героев повести Гоголя и трагедии Пушкина?

19. Выполните практикум-анализ эпизода из повести «Портрет» (см. практикум).

20. Составьте понятийный словарь темы «Н.В. Гоголь».

Рекомендуемая литература

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Ю.АЙхенвальд. — М., 1994.

Белый А. Мастерство Гоголя / А.Белый. — М., 1996.

Вересаев В.В. Гоголь в жизни / В.В.Вересаев. — М., 1990.

Манн Ю.В. «Сквозь видимый миру смех...» : жизнь Н.В,Гоголя 1809— 1835 / Ю.В. Манн. — М., 1994.

Набоков В.В. Лекции по русской литературе / В.В.Набоков. — М., 1996.

Храпченко М.Б. Н.В.Гоголь : литературный путь. Величие писателя / М.Б.Храпченко. — М., 1994.