В начале XIX века завершился процесс образования русской национальной литературы и создания русского литературного языка. Огромную роль в этом процессе сыграл А. С. Пушкин, он явился родоначальником нового направления в русской литературе — реалистического. Дальнейшее развитие словесности привело к появлению критического реализма. Его возникновение связано с именем Н.В.Гоголя, а расцвет приходится на вторую половину XIX века.
60-е годы XIX века вошли в историю России как период величайшего подъема общественной мысли и общественной борьбы. Поражение России в Крымской войне, рост крестьянских бунтов заставили императора Александра II признать, что «лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу». Отмена крепостного права и становление капитализма — основные социально- экономические события рассматриваемого времени.
Общественный подъем пореформенного периода явился источником невероятного расцвета русской науки и искусства. В хронологической таблице этого периода вы увидите созвездие талантов: художники — Г. Г. Мясоедов, И. Н. Крамской, Н.Н.Ге, В. Г. Перов, В.М.Васнецов, И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.А.Серов и др.; композиторы — М.А. Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.; писатели и поэты — А. Н.Островский, И.С.Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, Л.Н.Толстой, Ф. М.Достоевский, H.С.Лесков, А. В.Дружинин, П.В.Анненков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
Во второй половине XIX века русская литература и культура пережили период наивысших достижений. В эти годы в России интеллектуальное творчество перестало быть уделом только аристократов.
«Новые люди» в русской литературе. Характеризуя 60—70-е годы XIX века, Л.Н.Толстой подчеркивал: «Всё это переворотилось и только укладывается». Что значит «всё»? В первую очередь речь идет о системе нравственных ценностей и сломе социальных устоев. В пореформенную эпоху на арену общественной борьбы вышли «новые люди» — разночинская интеллигенция, нигилисты. Чтобы уяснить, о каких реалиях идет речь, необходимо уточнить два понятия по словарю С. И. Ожегова.
Нигилист — «свободомыслящий человек, интеллигент-разночинец, резко отрицательно относившийся к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, к крепостнической идеологии».
Разночинец — «в XIX веке в России: интеллигент, не принадлежавший к дворянству, выходец из других классов, сословий».
Итак, «новые люди» являлись выходцами из небогатых семей, были неплохо образованы и занимались интеллектуальным трудом, но главное, что их роднило, — неприятие существующего в России порядка. Они верили в силу разума, смотрели на естественные науки как на основу всех знаний. Этот тип героев изображен в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» и в романе И, С. Тургенева «Отцы и дети».
При первом знакомстве с главным героем романа «Отцы и дети» Базаровым И. С. Тургенев рисует портрет разночинца. Базаров —типичный представитель «новых людей», которые до минимума упрощали поведение, повседневный быт, уход за внешностью. По словам современника, разночинец «...должен был одеваться как можно проще, иметь простую обстановку, наиболее грязную работу делать по возможности самому — одним словом, порвать со всеми разорительными привычками, привитыми богатым чиновничеством и барством». Мужчины носили длинные волосы, отращивали бороду, «...большинство нигилисток лишены грации и не имеют нужды намеренно культивировать дурные манеры, они безвкусно и грязно одеты, редко моют руки и никогда не чистят ногти, часто носят очки, стригут (а иногда и бреют) волосы» — такое описание появилось в газете «Весть» в 1864 году. С подобной героиней, Евдокией Кукшиной, знакомит роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»; в соответствии с идеями времени она увлекается химией, читает Либиха, критикует Жорж Санд: «...отсталая женщина. <...> Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время — как вы хотите без этого?..»
В произведениях о жизни дворянства XVIII — первой половины XIX века встречаются описания разнообразных светских салонов, где шла бурная жизнь, обсуждались основные проблемы эпохи (например, салон Анны Павловны Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»); во второй половине XIX века их заменили разнообразные профессиональные объединения разночинцев; собрания у редакторов журналов и газет (у Н.А.Некрасова и М. Н. Каткова); у театральных деятелей; различные студенческие кружки по интересам, а также кружки специалистов в определенной области науки (например, кружок профессора А. Н.Энгельгарда, который пытался внедрить практические знания в преподавание химии). Известные художники И. Крамской, В. Маковский, А.Корзухин, Ф. Журавлев объединились в «Артель свободных художников». В кружках, группах, на вечеринках спорили о дальнейшей судьбе России, требовали уважения к личности, ее человеческому достоинству, отстаивали свободу слова.
Появление «новых людей» повлияло на литературу: она стала более демократичной, приближенной к реалиям жизни того времени.
Во второй половине XIX века была разработана теория реализма и становления русского литературоведения (науки о литературе). Считается, что основоположниками русского реализма стали И.А. Крылов и А.С. Грибоедов, а в творчестве А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя реализм, по сути, достиг полноты выражения. В романах «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» Пушкин раскрыл роль личности в истории, нашел те качества, что создают «русский национальный характер». Гоголь в своих произведениях показал рядового обывателя — «маленького человека». Эти темы были развиты в творчестве лучших писателей второй половины XIX века.
Новым героем литературы начиная с 1860-х гг. стал герой действующий. В отличие от «лишних людей» (таких, как Онегин и Печорин: умных, талантливых, но не нашедших себе места в жизни) герои Н. Г Чернышевского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова (Штольц) трудолюбивы, их волнуют не столько личные, сколько общественные проблемы. Однако эти герои так и не нашли ответов на волнующие современников вопросы. Русская литература не создала образа человека деятельного, энергичного и занятого конкретным полезным делом.
Проблематика художественных произведений. В эти же годы шла острая борьба между западниками (сторонниками использовать опыт Европы) и славянофилами, которые не считали возможным подражать Западу, так как Россия имеет свою историю, культуру, идеалы. Идеи западников были близки В. Г. Белинскому, А. И. Герцену, И. С.Тургеневу и другим писателям. Теоретиками славянофилов были А. И. Хомяков, К. С. Аксаков; их взгляды разделяли А. Н, Островский, Ф, И. Тютчев, H. С. Лесков.
Демократизация литературы привела к обострению крестьянской темы, возникшей в произведениях Н. А. Некрасова, И.С.Тургенева и др.
Литература 1860-х годов поднимала и женскую тему, причем положение русской женщины рассматривалось разноаспектно — в семье, в общественной жизни. Писателей интересовала жизнь и крестьянок (Н.А. Некрасов), и купчих (А. Н. Островский, H. С Лесков), и дворянок (Л.Н.Толстой, И. С.Тургенев) и т.д.
Русская литература 1860-х годов усиленно пыталась найти ответ на вопрос «что делать?». Первым на него в одноименном романе попытался ответить Н. Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» был опубликован в журнале «Современник» весной 1863 года, когда сам писатель находился в Петропавловской крепости. Произведение получило подзаголовок «Из рассказов о новых людях»,
в котором автор заявил его главную тему. Вопрос о «новых людях» был актуальным в связи с выходом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» и вызвал острую полемику, в которой участвовали М. А. Антонович и Д. И. Писарев. Роман «Что делать?» Н. Г. Чернышевского также считали ответом «молодого поколения» И. С. Тургеневу, поскольку в зашифрованной художественной форме Чернышевский осветил основные проблемы общественной, политической и нравственной жизни России.
Роман в русской литературе. Роман — литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельных личностей в их отношении к окружающему миру, на становлении, развитии их характеров и самосознания. Если говорить о жанровой специфике литературы второй половины XIX века, то были представлены и монументальные романы: социально-бытовые, психологические, философские (И. С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л. Н.Толстого, Ф. М.Достоевского), и повести, и рассказы (H. С.Лескова и А. П. Чехова), и драматургические произведения (А.Н.Островского и А.П.Чехова). Однако в первую очередь это время расцвета «русского романа». В 1860— 1970-е годы были созданы лучшие образцы этого жанра.
Я. С. Тургенев — «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), «Новь» (1877);
И.Л.Гончаров — «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869);
Ф.М. Достоевский — «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880);
H. С.Лесков — «Некуда» (1864), «Соборяне» (1872);
Д. Н. Толстой — «Война и мир» (1869), «Анна Каренина» (1877).
В романах И. С. Тургенева отражено духовное настроение времени. Он один из первых изобразил нового героя — разночинца-демократа, нигилиста, и в его произведениях появился идеал активного борца. Тургенев создал целую галерею образов русских женщин — передовых взглядов, глубоко нравственных высоких порывов, готовых к подвигу.
Открытием в мировой художественной культуре стало изображение Л. Н. Толстым психологического портрета в движении и противоречиях. Толстой при помощи психологического анализа впервые в русской литературе показал, что личность изменчива, как изменчива и жизнь. Человек умный, образованный способен попасть в глупое положение; добрый может проявить жестокость, бессердечие. Творчество Л. Н. Толстого — попытка уловить «текучее вещество» душевной жизни героев.
Огромный вклад в развитие нового русского романа внес Ф. М. Достоевский. Изучая характер «частного» человека, который живет в узком мирке, Федор Михайлович изобразил, какая титаническая борьба происходит в душе человека, совершающего выбор между добром и злом. Герои Достоевского ищут Истину, за ее постижение расплачиваются страданиями.
Развитие драматургии. Развитие русской драматургии второй половины XIX века связано в первую очередь с именем А. Н. Островского. Продолжая традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А. Н. Островский создал национальную драматургию, открыл новых героев и новые конфликты, которые отражают события русской действительности того времени. Им написаны комедии («Не все коту масленица», «Правда — хорошо, а счастье лучше»), психологические драмы («Последняя жертва», «Бесприданница»), социально-бытовые драмы («Бедность не порок», «Гроза»), сатирические комедии («Лес», «Волки и овцы»), исторические драмы («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Сон на Волге»), сказка («Снегурочка»). Однако многие комедии Островского выходили за рамки этого жанра. По словам исследователя Л.Штейна, в его пьесах «шел процесс перерастания комедии в драму». Интриги его комедий ближе к жизни, часто отсутствует элемент исключительного, появляется положительный персонаж.
Неоценимый вклад в развитие русской драмы внес А. П. Чехов (конец XIX — начало XX века).
Споры об искусстве. Во второй половине XIX века в русской литературе шла борьба пушкинского и гоголевского направлений. Писатели — наследники Пушкина требовали независимости литературы от власти и народа, творца представляли Богом. Это движение литераторов второй половины XIX века называлось чистым искусством.
Писатели этого направления считали для себя программным стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа», особенно заключительные его строки:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Идеологами «чистого искусства» были В. В.Дружинин, П. В. Анненков, В. В. Боткин; поэты А. Н. Майков, А. К. Толстой, А А. Плещеев и др.
Противоположную точку зрения высказывали последователи Гоголя. В поэме «Мертвые души» (начало первого тома) Н.В.Гоголь сопоставил два типа писателей: творца искусства для искусства и писателя-обличителя, относя себя ко второму типу. Его идеи поддерживал В. Г. Белинский, считавший, что «отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит лишать его самой живой силы, т.е. мысли, делать его предметом какого-то сибаристского1 наслаждения, игрушкою праздных ленивцев...».
Н. Г. Чернышевский развил эти идеи и создал новую теорию эстетики. Опровергая выражение «о вкусах не спорят», утверждал, что прекрасное существует в действительности независимо от личных вкусов. Он дал следующее определение прекрасного: «...Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь».
В 1855 году Н.Г.Чернышевский написал диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», где рассмотрел четыре основных вопроса: сущность прекрасного, происхождение искусства, предмет и содержание искусства, цель и назначение искусства. Утверждая реалистическое направление в искусстве, он выступил против теории «искусства для искусства».
По мнению Н. Г. Чернышевского, художник должен обладать следующими качествами. Во-первых, быть реалистом, чтобы правдиво воспроизводить «наиболее интересные» явления действительности; во-вторых, быть мыслителем и учителем людей, чтобы объяснять им смысл изображаемых явлений; в-третьих, быть революционером, чтобы оценивать изображаемое с передовых позиций.
Поэзия второй половины XIX века. Поэзия второй половины XIX века представлена именами Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Я. П. Полонского, А. А. Григорьева, А. К. Толстого, К. К. Случевского, Вл.С.Соловьева, Н.П.Огарева, Н.А. Некрасова.
Поэты второй половины XIX века, представители «чистого искусства», внесли большой вклад в развитие жанрового своеобразия поэзии — элегий, мадригалов, любовных эпиграмм и т.д.
Лирические стихи о любви многих поэтов второй половины XIX века стали основой для создания песен и романсов. Хорошо известны «Песня цыганки» Я. П. Полонского, «Средь шумного бала, случайно...» А. К.Толстого и др.
Они пытались осмыслить серьезные философские аспекты бытия; создали великолепные стихотворения о любви; способствовали развитию русской лирики. Замечательные, высокопатриотичные строки о России Ф. И. Тютчева до сего времени являются яркой характеристикой русского самобытного характера:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
На протяжении второй половины XIX века поэзия двигалась к модернизму2, было заметно постепенное уменьшение рациональных элементов и нарастание иррациональных. Предвестниками модернизма были в первую очередь А. А. Фет и Ф. И. Тютчев.
1 Сибарит (сибарйст, устар.) — праздный, избалованный роскошью человек.
2 Модернизм (от франц. moderne — современный) — обобщающее название ряда художественных направлений XX века, противостоящих реализму по форме воплощения художественных идей.
Демократическое направление русской поэзии второй половины XIX века возглавлял Н. А. Некрасов. В области поэзии Некрасов совершил то же, что Гоголь в прозе, — расширил национальную специфику произведений, приблизил литературу к народу, сделал русских крестьян героями своей поэзии.
Демократизация лирики Некрасова повлияла на стиль, язык, метроритмические особенности его поэзии. Поэт создал разновидности жанров: элегию на общественные темы, пародийный романс и оду; ввел в литературу остросоциальную стихотворную повесть и лирическую поэму, поэму-обозрение, крестьянскую эпопею. В его произведениях часто сочетается несколько традиционных жанров.
Русская поэзия порой половины XIX века при всем разнообразии тем, идей, направлений стала явлением духа русского народа.
Журналистика. Во второй половине XIX века в России начала активно развиваться журналистика. Журналы «Современник», «Колокол», «Русское слово», «Искра», «Русский вестник», «Вестник Европы» и другие сыграли огромную роль в развитии русской литературы и искусства.
«Современник» под руководством Н.А. Некрасова стал печатным органом революционных демократов. Политическим и критическим отделами в этом журнале руководил Н. Г. Чернышевский, он выступал как критик и публицист. Судьба журнала для Чернышевского была важнее собственной, в целом же свою личную судьбу он воспринимал как часть общественной.
В 1856 году Н. Г. Чернышевский ввел в редакцию «Современника» Н.А. Добролюбова. Статьи Чернышевского и Добролюбова сделали журнал «Современник» популярным в среде передовых людей России. Работая в журнале, Н. А. Добролюбов дал глубокий анализ произведений И.А. Гончарова (в статье «Что такое обломовщина?»), А. Н. Островского («Луч света в темном царстве», «Темное царство»), И. С. Тургенева («Когда же придет настоящий день?»). В статьях Добролюбова разрабатывались и многие теоретические вопросы эстетики и литературоведения. В 1866 году журнал был запрещен цензурой. Идеи «Современника» Н.А.Некрасов продолжил в журнале «Отечественные записки» (1868).
Оппозиционными по отношению к этим журналам были журналы «Русский вестник», «Русское слово» и др.
Усиление роли литературы в общественной жизни повлекло за собой развитие критики. Литературная критика второй половины XIX века была представлена именами Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева, А. В.Дружинина, H. Н. Страхова, Д. И. Писарева, И. А. Антоновича и др. и оказала огромное влияние на развитие литературы.
Таким образом, развитие литературы во второй половине XIX века шло по разным направлениям, и выдвинуло целую плеяду величайших русских писателей, чьи имена обрели всемирную известность.
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел об особенностях развития русской литературы во второй половине XIX века. Проанализируйте синхронистическую таблицу данного периода (см. практикум). Охарактеризуйте особенности развития общественной жизни во второй половине XIX века.
2. Прочитайте дополнительную литературу по данной теме.
3. «Новые люди» (нигилисты, разночинская интеллигенция) кто они? Какова их роль в развитии русской литературы?
4. «Лишние люди» и «новые люди»; в чем различия между двумя типами литературных героев?
5. В чем суть демократизации литературы? Постройте ответ на примерах из известных вам произведений.
6. Какие основные темы развивает русская литература второй половины XIX века? Подтвердите свой ответ примерами из известных вам произведений.
7. В чем состояла суть полемики представителей пушкинского и гоголевского направлений в литературе? Раскройте смысл понятия «чистое искусство».
8. В чем состояла суть полемики западников и славянофилов?
9. Прочитайте роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Подготовьте анализ романа. В сообщении остановитесь на особенностях жанра (утопия); охарактеризуйте «новых людей», «особенного человека», проницательного читателя.
10. Подготовьте сообщение о журналистике второй половины XIX века.
11. Составьте понятийный словарь темы «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века».
Рекомендуемая литература
Баевский В.С. История русской поэзии : 1730— 1980 / В.С.Баевский. — Смоленск, 1994.
Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М.Бахтин. — М., 1986.
Елизаветина Г. Г. Н. А. Добролюбов и литературный процесс его времени / Г. Г. Елизаветина. — М., 1989.
Жук Л.А. Русская проза второй половины XIX века / А.А.Жук. — М., 1981.
Лотман Ю.М. О русской литературе / Ю. М. Лотман. — СПб., 1997.
Основин В. Русская драматургия второй половины XIX века / В. Основин. — М., 1980.
Художестве иные процессы в русской культуре второй половины XIX века / под ред. Г.Ю.Стернина. — М., 1984.