I. Тема родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России появляется обобщенно-символический образ родины.
II. Родина — романтический идеал.
1. В поэме «Мцыри» (1839) любовь к родине — романтическая страсть, подчиняющая себе все помыслы героя.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну — но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и бита,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
2. Настоящая родина, родина сердца оказывается столь же недоступной для романтического героя, как самые нереальные мечты:
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой...
О! зачем я не ворон степной?..
(«Желание», 1831)
3. Мотив тоски по родине (См. «Историческая тема в творчестве Лермонтова» — наполеоновский цикл).
III. Родина дает силы жить. Появляется антеевский1 мотив: оторванность от родины означает страдание и смерть.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя...
(«Листок», 1841)
Меж тем как Франция, среди рукоплесканий
И кликов радостных, встречает хладный прах
Погибшего давно среди немых страданий
В изгнанье мрачном и цепях...
(«Последнее новоселье», 1841)
IV. Презрение к тем, у кого нет родины:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(«Тучи», 1840)
1 Антей, согласно греческой мифологии,— сын Посейдона и Геи (Земли), непобедимый до тех пор, пока соприкасается со своей матерью-землей, дающей ему новые силы. Чтобы победить Антея, Гераклу пришлось приподнять его, оторвать от земли.
V. Воспоминания детства, образ «малой» родины.
1. См. разбор стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...».
2. Как поэтическая родина изображается Кавказ:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(«Кавказ», 1830)
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да об небе.
(«Синие горы Кавказа...», 1832)
См. Белинский о поэтической родине Лермонтова («Сюжет и композиция «Мцыри»).
VI. Конкретное воплощение темы: родина — Россия.
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ванта непогоды,
Зима сходна в ней с первою зимой,
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы...
(«Прекрасны вы, поля земли родной...», 1831)
Поэт полемизирует с другими концепциями родины (см. подробно разбор стихотворения «Родина»).
VII. Тема родины связана с темой поэта и поэзии.
Поэт — беглец по воле рока, но он осознает свои национальные корни:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
(«Нет, я не Байрон, я другой...», 1832) VIII. VIII.
VIII. Исторический план рассмотрения темы. См.«Историческая тема в творчестве Лермонтова», «Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова».
— В рамках исторической темы формулируется лермонтовская концепция русского национального характера (см. разбор стихотворения «Бородино»).
IX. Социальный аспект.
— Стихотворение «Жалобы турка» (1829) в аллегорической форме говорит о российской жизни:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!
— Возникает мотив рабства:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...
(«Прощай, немытая Россия».», 1841)
и связанный с ним отрицательный пафос и противопоставление:
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды...
Но этот снег летучий, серебристый
И для страны порочной слишком чистый...
(«Прекрасны вы, поля земли родной...», 1831)
X. Мысли о будущем России.
— Стихотворение «Спор» (1841) отражает взгляды Лермонтова на историческое призвание России: за ней будущее — восток и запад уже отжили свой «золотой век» (см. «Историческая тема в творчестве Лермонтова»).
— Стихотворение «Предсказание» (1830) написано во время крестьянских волнений («холерных бунтов»), многие годы спустя исследователи увидели в нем грозное пророчество:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь...
XI. Использование фольклора.
См. «Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» — черты фольклора; «Жанры лирики Лермонтова» — фольклорные жанры.
XII. Природа, русский пейзаж.
Есть романтический и реалистический пейзаж (см. «Природа в творчестве Лермонтова и разбор стихотворения «Родина»).
XIII. Сопоставление природы России и жизни людей:
Мы, дети Севера, как здешние растения,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное течение...
(«Монолог», 1829)
XIV. Мотив судьбы проходит через всю тему: судьба России, судьба русского поэта, судьба народа (см. выше).
XV. Средства раскрытия темы родины.
Жанры:
— элегии: «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840),
«Прекрасны вы, поля земли родной...» (1831).
— баллады: «Воздушный корабль» (1840).
— поэмы: «Песня про купца Калашникова» (1837), «Мцыри» (1839).
— синтетические жанры: сюжетные стихотворения, в которые вводится диалог — «Спор» (1841), «Бородино» (1837).
«РОДИНА»
I. Стихотворение написано в 1841 году на Кавказе.
Возникло под впечатлением путешествия через Россию (Лермонтов на короткий срок приезжал в Петербург из действующей армии).
II. Первоначально стихотворение имело название «Отчизна». Отчизна — декабристский термин, связанный с идеей гражданского долга. Лермонтов изменяет название и подчеркивает, что его любовь к родине не определяется
— ни идеями декабристов,
— ни концепцией официальной народности (с ее тремя центральными идеями: самодержавие, православие, народность),
— ни идеалами славянофилов. Стихотворение — своеобразный поэтический отклик на «Россию» А. С. Хомякова1.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Это чисто личное чувство.
1 Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) — поэт-славянофил, русский философ.
III. «Родина» — одно из немногих лермонтовских стихотворений, где преобладают реалистические принципы изображения.
1. Тема Родины, тема природы.
Лермонтов, рисуя свои пейзажи, следует пушкинским традициям:
— Пейзаж средней полосы России.
— Поэт вводит сюжет в описание природы, так получаются жанровые картинки (можно сравнить с «Евгением Онегиным» Пушкина).
«РОДИНА»
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Иные нужны мне картины. Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор... Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака («Путешествие Онегина»)
2. Мотив пространства:
Но я люблю — за что, не знаю сам,—
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям...
3. Мотив дороги:
Проселочным путем люблю скакать в телеге...
4. Ироническая концовка подчеркивает отсутствие идеализации.
IV. В стихотворении 2 части:
1. Полемическая.
2. Элегия.
V. Средства поэтической выразительности.
1. Начало торжественное, затем язык становится проще.
2. Основное худождественное средство — точный эпитет:
степей холодное молчанье лесов безбрежных колыханье
3. Сравнения:
Разливы рек ее, подобные морян.
4. Метафоры:
Ее степей холодное молчанье.
5. В стихотворении передается восприятие мира всеми органами чувств.
..взором медленным пронзая ночи тень...
на пляску с топаньем и свистом,...
люблю дымок спаленной жнивы...